Раздел V, Параграф 2 Структура образовательной организации; Филиалы и представительства Структура образовательной организации представляет собой внутреннее устройство образовательной организации, включающее в себя совокупность составляющих ее единиц (подразделений). Согласно ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. В условиях образовательной организации дополнительного образования такими структурными подразделениями могут быть, например, филиалы, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, библиотеки, музеи, спортивные клубы и т.д.. Данный перечень, указанный в ч. 2 статьи 27 Федерального закона № 273-ФЗ, не является исчерпывающим. Образовательные организации дополнительного образования вправе иметь в своей структуре и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации. Когда организация сравнительно невелика, каждый работник может выполнять определенную функцию, и руководитель может осуществлять управление, ставя задачи непосредственно работникам. Должность работника в этом смысле является минимальной структурной единицей образовательной организации. При росте же численности организации возникает необходимость объединить работников в определенные группы, с тем, чтобы руководство организацией осуществлялось посредством руководства группами работников, ответственность же за организацию деятельности группы передается нижестоящему руководителю. В этом случае в организации официально выделяются определенные части, выполняющие поставленный круг задач – т.е. формируются структурные подразделения. Вопрос о том, какие именно структурные подразделения будут сформированы, зависит от внутренних потребностей организации. Если в крупной образовательной организации целесообразно выделять такие подразделения, как бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров и т.п., в небольшой организации может даже не быть специфической ставки для работника соответствующего профиля, не говоря уже о выделении структурного подразделения. Структура организации может отличаться не только по выделяемым подразделениям и их количеству, но и по иерархической сложности, по наличию уровней. В рамках одного структурного подразделения могут быть сформированы собственные структурные подразделения, если это необходимо, поскольку управлять целым подразделением без создания внутренней структуры сложно. Например, в составе управлений, центров выделяются отделы. Вряд ли подобное актуально для небольших образовательных организаций, но такая возможность есть у любого юридического лица. Структурное подразделение – это часть юридического лица, которая официально выделена, имеет положение (иной локальный нормативный акт), фиксирующий его статус, руководителя, определенные цели, задачи, функции, штатную численность. Структурное подразделение может быть обособленным, и не обособленным. Обособленное структурное подразделение характеризуется раздельным учетом имущества. Структурное подразделение не имеет собственной правосубъектности, то есть не может иметь права и нести обязанности, не может действовать от собственного имени. Оно является частью юридического лица, и действует, как часть юридического лица, от имени юридического лица, если ему отдельно была дана такая возможность (например, выписана доверенность на имя руководителя). Структурное подразделение не является юридическим лицом, а потому у него нет работников, договоров и т.п. – все работники структурного подразделения являются работниками юридического лица, договоры заключаются самим юридическим лицом, юридическую ответственность также несет юридическое лицо в целом. Образовательная организация фактически самостоятельно определяет свою внутреннюю структуру с учетом существующих требований законодательства. При этом определенные особенности предусмотрены для филиалов и представительств (последние в образовательных организациях дополнительного образования встречаются крайне редко). Общие требования к филиалам и представительствам юридического лица изложены в ст. 55 ГК РФ. Филиал, как и представительство располагается вне места нахождения юридического лица. В гражданском законодательстве и юридической литературе нет единого подхода к определению понятия «вне места нахождения юридического лица». Существуют совершенно разные трактовки. На практике можно согласиться с позицией, что нахождение обособленного структурного подразделения в другой административнотерриториальной единице (например, в другом сельском поселении) рассматривается как наличие филиала. Отличие филиала от представительства состоит в том, что филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства, а представительство только представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Иными словами в представительствах образовательный процесс вестись не может (это функция самой образовательной организации), а может, например, вестись работа по обеспечению связи образовательной организации дополнительного образования с иными образовательными организациями или органами власти. В соответствии с общей нормой ГК РФ Федеральный закона № 273-ФЗ прямо указывает на то, что осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается (ч. 4 ст. 27). Нарушение запрета на ведение образовательной деятельности представительствами образовательных организаций может повлечь за собой привлечение к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ. Филиалы, как и представительства, не обладают самостоятельной правоспособностью (подробнее см. главу 1) и не является юридическими лицами. Директор филиала назначается руководителем образовательной организации и действует на основании выданной ему доверенности. Важным отличием филиала и представительства от иных структурных подразделений (например, библиотеки) является тот факт, что сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в уставе образовательной организации (абзац третий п. 3 ст. 55 ГК РФ). Поскольку устав образовательной организации, созданной в форме учреждения, изменения и дополнения к нему утверждаются учредителем (органом, выполняющим функции и полномочия учредителя образовательной организации), то фактически можно сделать вывод, что образовательная организация может создать филиал или открыть представительство по согласованию с учредителем, который утверждает соответствующие изменения в устав. Федеральным законом № 273-ФЗ установлены определенные особенности создания и ликвидации филиалов образовательных организаций, которые касаются государственных и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования. В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ принятие органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации, решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается в том же порядке, что и решение о реорганизации или ликвидации образовательной организации, т.е. на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, а при реорганизации или ликвидации филиала муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, – с учетом мнения жителей данного сельского поселения (части 11 – 12 ст. 22)[1]. Федеральным законом № 273-ФЗ установлена еще одна особенность для создания филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории другого муниципального образования (муниципального района или городского округа). Согласно ч. 8 ст. 27 данного Федерального закона создание таких филиалов осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. Собственное понимание обособленного структурного подразделения существует и в налоговом законодательстве. Следует учитывать, что, если гражданское законодательство формирует само понятие структурного подразделения, филиала, представительства, то положения налогового кодекса не носят универсального характера – эти нормы используются исключительно в целях осуществления налогообложения деятельности учреждения, т.е. не применяются вне рамок налоговых правоотношений. В статье 11 Налогового кодекса дано следующее определение. Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационнораспорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Можно сделать вывод, что определения даны в целях осуществления обязанностей по уплате налогов и сборов, не носят универсального характера. Понятие места нахождения специфично, и связано с местом осуществления деятельности через обособленное подразделение (а не с местом регистрации, местом нахождения единоличного исполнительного органа, как в гражданском праве). Создание структурного подразделения образовательной организации требует совершения следующих действий. Принятие решения о его создании (по общему правилу, приказом руководителя, однако может потребоваться согласование с учредителем, если подразделение требует отражения в уставе, например, филиал, представительство). Создание филиала, представительства требует внесения изменений в устав учреждения, регистрации новой редакции устава, подачи сведений о филиалах юридического лица. Создание иного территориально обособленного подразделения может потребовать внесения информации об адресе осуществления деятельности в устав. Разработка и утверждение положения о структурном подразделении. В случае филиала, представительства публикация указанного положения в установленном порядке. Внесение в штатное расписание соответствующих должностей (разделов). Назначение на должность руководителя подразделения и заключение с ним трудового договора, либо внесение изменений в имеющийся трудовой договор (в случае перевода с другой должности). При принятии такого решения – выдача ему доверенности на совершение тех или иных юридически значимых действий. Выдача доверенности руководителю филиала, представительства – в обязательном порядке. Решение вопросов об имуществе, используемом в деятельности обособленного подразделения, и оформлении этого имущества на раздельном учете. При необходимости формирование собственной сметы. Кадровое комплектование подразделения. Заключение договоров с вновь набираемыми сотрудниками, либо внесение изменений в договоры в связи с переводом имеющихся работников. Может осуществляться как руководителем подразделения, если ему переданы такие полномочия по доверенности, так и руководителем образовательной организации. Сообщение в налоговый орган по месту регистрации о созданных обособленных подразделениях (в понимании налогового законодательства – фактически о создании стационарных рабочих мест). Постановка обособленных подразделений на учет в соответствующем налоговом органе. Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала, представительства, осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц. Направление уведомлений в органы контроля за уплатой страховых взносов (например, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования). В случае необходимости оформление печатей, бланков, вывесок, совершение иных необходимых действий подобного рода. В случае необходимости – открытие счетов. Для ведения образовательной деятельности – прохождение необходимых лицензионных процедур. [1] Подробнее об этом см. § 6 Главы 1 Раздела I. Статья 26. Управление образовательной организацией К этой статье имеются комментарии » 1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. 2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. 3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. 4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. 5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее советы обучающихся, советы родителей); 2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников). Статья 27. Структура образовательной организации К этой статье имеются комментарии » 1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. 2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научноисследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебноопытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социальнопедагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения). 3. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. 5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона. 7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. 9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией. 10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. 11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства. 12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.