Структура-ОО-пояснения

Раздел V, Параграф 2

Структура образовательной организации; Филиалы и представительства
Структура образовательной организации представляет собой внутреннее устройство
образовательной организации, включающее в себя совокупность составляющих ее единиц
(подразделений).
Согласно ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации
самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными
законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные
структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с
учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы
обучения и режима пребывания обучающихся. В условиях образовательной организации
дополнительного образования такими структурными подразделениями могут быть, например,
филиалы, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, библиотеки,
музеи, спортивные клубы и т.д.. Данный перечень, указанный в ч. 2 статьи 27 Федерального
закона № 273-ФЗ, не является исчерпывающим. Образовательные организации
дополнительного образования вправе иметь в своей структуре и иные предусмотренные
локальными нормативными актами образовательной организации.
Когда организация сравнительно невелика, каждый работник может выполнять определенную
функцию, и руководитель может осуществлять управление, ставя задачи непосредственно
работникам. Должность работника в этом смысле является минимальной структурной
единицей образовательной организации. При росте же численности организации возникает
необходимость объединить работников в определенные группы, с тем, чтобы руководство
организацией
осуществлялось
посредством
руководства
группами
работников,
ответственность же за организацию деятельности группы передается нижестоящему
руководителю. В этом случае в организации официально выделяются определенные части,
выполняющие поставленный круг задач – т.е. формируются структурные подразделения.
Вопрос о том, какие именно структурные подразделения будут сформированы, зависит от
внутренних потребностей организации. Если в крупной образовательной организации
целесообразно выделять такие подразделения, как бухгалтерия, юридический отдел, отдел
кадров и т.п., в небольшой организации может даже не быть специфической ставки для
работника соответствующего профиля, не говоря уже о выделении структурного
подразделения.
Структура организации может отличаться не только по выделяемым подразделениям и их
количеству, но и по иерархической сложности, по наличию уровней. В рамках одного
структурного подразделения могут быть сформированы собственные структурные
подразделения, если это необходимо, поскольку управлять целым подразделением без
создания внутренней структуры сложно. Например, в составе управлений, центров
выделяются отделы. Вряд ли подобное актуально для небольших образовательных
организаций, но такая возможность есть у любого юридического лица.
Структурное подразделение – это часть юридического лица, которая официально выделена,
имеет положение (иной локальный нормативный акт), фиксирующий его статус,
руководителя, определенные цели, задачи, функции, штатную численность. Структурное
подразделение может быть обособленным, и не обособленным. Обособленное структурное
подразделение характеризуется раздельным учетом имущества.
Структурное подразделение не имеет собственной правосубъектности, то есть не может иметь
права и нести обязанности, не может действовать от собственного имени. Оно является
частью юридического лица, и действует, как часть юридического лица, от имени
юридического лица, если ему отдельно была дана такая возможность (например, выписана
доверенность на имя руководителя). Структурное подразделение не является юридическим
лицом, а потому у него нет работников, договоров и т.п. – все работники структурного

подразделения являются работниками юридического лица, договоры заключаются самим
юридическим лицом, юридическую ответственность также несет юридическое лицо в целом.
Образовательная организация фактически самостоятельно определяет свою внутреннюю
структуру с учетом существующих требований законодательства. При этом определенные
особенности предусмотрены для филиалов и представительств (последние в образовательных
организациях дополнительного образования встречаются крайне редко).
Общие требования к филиалам и представительствам юридического лица изложены в ст.
55 ГК РФ. Филиал, как и представительство располагается вне места нахождения
юридического лица. В гражданском законодательстве и юридической литературе нет единого
подхода к определению понятия «вне места нахождения юридического лица».
Существуют совершенно разные трактовки. На практике можно согласиться с позицией, что
нахождение обособленного структурного подразделения в другой административнотерриториальной единице (например, в другом сельском поселении) рассматривается как
наличие филиала.
Отличие филиала от представительства состоит в том, что филиал осуществляет все функции
юридического лица или их часть, в том числе функции представительства, а
представительство только представляет интересы юридического лица и осуществляет их
защиту. Иными словами в представительствах образовательный процесс вестись не может
(это функция самой образовательной организации), а может, например, вестись работа по
обеспечению связи образовательной организации дополнительного образования с иными
образовательными организациями или органами власти.
В соответствии с общей нормой ГК РФ Федеральный закона № 273-ФЗ прямо указывает на то,
что осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной
организации запрещается (ч. 4 ст. 27).
Нарушение запрета на ведение образовательной деятельности представительствами
образовательных организаций может повлечь за собой привлечение к административной
ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ.
Филиалы, как и представительства, не обладают самостоятельной правоспособностью
(подробнее см. главу 1) и не является юридическими лицами. Директор филиала
назначается руководителем образовательной организации и действует на основании выданной
ему доверенности.
Важным отличием филиала и представительства от иных структурных подразделений
(например, библиотеки) является тот факт, что сведения о филиалах и представительствах
должны быть указаны в уставе образовательной организации (абзац третий п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Поскольку устав образовательной организации, созданной в форме учреждения, изменения и
дополнения к нему утверждаются учредителем (органом, выполняющим функции и
полномочия учредителя образовательной организации), то фактически можно сделать вывод,
что образовательная организация может создать филиал или открыть представительство по
согласованию с учредителем, который утверждает соответствующие изменения в устав.
Федеральным законом № 273-ФЗ установлены определенные особенности создания и
ликвидации филиалов образовательных организаций, которые касаются государственных и
муниципальных образовательных организаций дополнительного образования.
В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ принятие органом,
осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации, решения
о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной образовательной организации
допускается в том же порядке, что и решение о реорганизации или ликвидации
образовательной организации, т.е. на основании положительного заключения комиссии по
оценке последствий такого решения, а при реорганизации или ликвидации филиала
муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, – с
учетом мнения жителей данного сельского поселения (части 11 – 12 ст. 22)[1].
Федеральным законом № 273-ФЗ установлена еще одна особенность для создания филиалов
государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или
муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или

территории другого муниципального образования (муниципального района или городского
округа). Согласно ч. 8 ст. 27 данного Федерального закона создание таких филиалов
осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта
РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного
самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения
создаваемого филиала.
Собственное понимание обособленного структурного подразделения существует и в
налоговом законодательстве. Следует учитывать, что, если гражданское законодательство
формирует само понятие структурного подразделения, филиала, представительства, то
положения налогового кодекса не носят универсального характера – эти нормы используются
исключительно в целях осуществления налогообложения деятельности учреждения, т.е. не
применяются вне рамок налоговых правоотношений.
В статье 11 Налогового кодекса дано следующее определение.
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее
подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от
того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационнораспорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется
указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно
создается на срок более одного месяца.
Можно сделать вывод, что определения даны в целях осуществления обязанностей по уплате
налогов и сборов, не носят универсального характера. Понятие места нахождения
специфично, и связано с местом осуществления деятельности через обособленное
подразделение (а не с местом регистрации, местом нахождения единоличного
исполнительного органа, как в гражданском праве).
Создание структурного подразделения образовательной организации требует совершения
следующих действий.












Принятие решения о его создании (по общему правилу, приказом руководителя, однако
может потребоваться согласование с учредителем, если подразделение требует
отражения в уставе, например, филиал, представительство).
Создание филиала, представительства требует внесения изменений в устав учреждения,
регистрации новой редакции устава, подачи сведений о филиалах юридического лица.
Создание иного территориально обособленного подразделения может потребовать
внесения информации об адресе осуществления деятельности в устав.
Разработка и утверждение положения о структурном подразделении. В случае филиала,
представительства публикация указанного положения в установленном порядке.
Внесение в штатное расписание соответствующих должностей (разделов).
Назначение на должность руководителя подразделения и заключение с ним трудового
договора, либо внесение изменений в имеющийся трудовой договор (в случае перевода с
другой должности). При принятии такого решения – выдача ему доверенности на
совершение тех или иных юридически значимых действий. Выдача доверенности
руководителю филиала, представительства – в обязательном порядке.
Решение вопросов об имуществе, используемом в деятельности обособленного
подразделения, и оформлении этого имущества на раздельном учете.
При необходимости формирование собственной сметы.
Кадровое комплектование подразделения. Заключение договоров с вновь набираемыми
сотрудниками, либо внесение изменений в договоры в связи с переводом имеющихся
работников. Может осуществляться как руководителем подразделения, если ему








переданы такие полномочия по доверенности, так и руководителем образовательной
организации.
Сообщение в налоговый орган по месту регистрации о созданных обособленных
подразделениях (в понимании налогового законодательства – фактически о создании
стационарных рабочих мест). Постановка обособленных подразделений на учет в
соответствующем налоговом органе. Постановка на учет в налоговых органах по месту
нахождения филиала, представительства, осуществляется на основании сведений,
содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц.
Направление уведомлений в органы контроля за уплатой страховых взносов (например,
Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).
В случае необходимости оформление печатей, бланков, вывесок, совершение иных
необходимых действий подобного рода.
В случае необходимости – открытие счетов.
Для ведения образовательной деятельности – прохождение необходимых лицензионных
процедур.

[1] Подробнее об этом см. § 6 Главы 1 Раздела I.

Статья 26. Управление образовательной организацией
К этой статье имеются комментарии »
1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим
Федеральным законом.
2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности.
3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является
руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или
иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью
образовательной организации.
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к
которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации
(в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего
образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной
организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет,
наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные
уставом соответствующей образовательной организации.
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления
образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени
образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления
образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных
нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и
образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной
организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы
работников).

Статья 27. Структура образовательной организации
К этой статье имеются комментарии »
1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если
иное не установлено федеральными законами.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные
подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом
уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и
режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты,
институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научноисследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории,
конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебноопытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные
центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные
танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие
мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы,
школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социальнопедагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию
нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными
актами образовательной организации структурные подразделения).
3. Профессиональными образовательными организациями и образовательными
организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные
подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных
организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной
программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и
представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава
образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении,
утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.
Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной
организации запрещается.
5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке,
установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о
ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной
организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке,
установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.
7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего
образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в
ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций
на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального
образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в
сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в
сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается
образовательной организацией.
10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной
организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с
законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или
представительства, если иное не установлено международными договорами Российской
Федерации.
11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту
нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного
государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного
государства.
12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и
деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».