Страничка педагог-психолога
Здравствуйте,
Педагог-психолог в детском саду
Психолог в детском саду —
это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся
не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического
развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Искусство педагога-психолога заключается
в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения
и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение
ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в
зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере
определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.
Психологи в детском
дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья
детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию
и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Реализация этих функций
требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как
непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Помочь воспитателям и
призваны психологи. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в
детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей,
заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении
советов по работе с ним.
Предварительно психолог
беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его
особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении,
собирает первоначальные сведения о семье ребенка.
Наблюдение за ребенком в
группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением
заданий на занятиях, за соблюдением режима — вот основные вопросы, которыми
занимается психолог в детском коллективе.
Как работает педагог-психолог
Детский психолог —
специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c
ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и
поиску решений.
Психологическое
консультирование детей — это особенная форма помощи семье со стороны психолога
или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и
их родителей.
Задача детского психолога
— создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей
семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.
Цель консультирования —
решить проблему, возникаюшую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем
анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления
благоприятного психологического климата в семье
Детский психолог работает
с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику,
задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения
психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою
проблему, понял ее причины и нашел решение.
Формы работы педагога-психолога:
· индивидуальная (в том
числе игровая, песочная терапия, аэротерапия и др.) и групповая (детские
тренинги);
· психологическая работа
в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)
В каких направлениях
работает детский психолог:
— Детское индивидуальное
психологическое консультирование;
— Психологическая
коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия,
замкнутость и т.д.;
— Развивающие занятия как
индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления,
внимания и т.д.;
— Индивидуальная
психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а
также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;
— Консультирование
родителей по вопросам воспитания и развития детей.
С какими проблемами работает детский психолог:
— это социальные
ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть
кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или
психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из
близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
— Агрессия, замкнутость,
капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость,
упрямство, и т.д.;
— Страхи и тревожность
ребенка;
— Школьная неуспеваемость
и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость
орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении
математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив,
плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
— Проблемы адаптации;
— Проблемы общения со
сверстниками;
— Патологические
привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
— Уровень психических
процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
— Проблемы логопедического
характера (устранение психологических последствий);
— Задержка психического
развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
Основные направления деятельности психолога ДОУ
Предлагаемое содержание
деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях –
обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение
продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может
составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.) . Тем не менее, в ДОУ должен быть
обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со
стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может
осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом
в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог
должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить
данную консультационную услугу.
1. Психологическая
диагностика
Цель: получение
информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных
особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для
проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в
зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых
развивающих задач.
• Обследование детей
второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и
выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня
психического развития для организации и координации работы в подготовительной
группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей
подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей,
воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит
углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического,
родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников
воспитательно-образовательного процесса.
2. Психологическая профилактика
Цель: предотвращение
возможных проблем в развитии и взаимодействии участников
воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием
количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом
развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках
психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и
интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации
субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям
новой социальной среды:
— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих
детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей
группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих
детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью
оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Выявление случаев
психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с
администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики
социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в
ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании,
организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий
для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений
психического развития.
Если в коррекционной
работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому
стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на
средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок
сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть
как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и
развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных
направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива,
отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ
осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень
психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в
пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в
познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п.
сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.
Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной
степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам
психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и
медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с
данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов,
лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
• Выстраивание
индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы,
с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических
данных старшей группы).
Дополнительно:
• Проведение занятий с
детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной
программы учреждения (выборе комплексной программы) — участие в экспертной
оценке проектируемой социально-образовательной среды.
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация
взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им
психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы
воспитания и развития.
Психологическое
консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем,
с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную
проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика
проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности
педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует
консультируемого на получение психологической помощи в службах
психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам,
связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье
в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может
инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью
личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий
для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и
родителей, а именно:
— актуализация и
систематизация имеющихся знаний;
— повышение уровня психологических знаний;
— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по
детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных
особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и
особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение
систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика
– см. «Примерный перечень»).
• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в
форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в
тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей
(возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
Дополнительно:
• Создание информационных
уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных
возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на
игровые технологии и приемы.
Примерный перечень тем для психологического просвещения
Педагоги
1. Психофизиологические
особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.
Родители
1. Адаптация ребенка к
ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма,
демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.