Учебный план муниципального
казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 с.
Алходжакент» Каякентского района Республики Дагестан. (далее Учреждение), реализующего Основную
образовательную программу дошкольного образования (далее – Образовательная программа Учреждения) с учетом примерной образовательной программы
дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – Мозаика -Синтез.,
2015 г.
Учебный план разработан в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом
Министерства
образования и науки РФ от
17.10.2013 г.№1155
- Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013;
- Устав Учреждения
Учебный план представляет
документ, учитывающий специфику дошкольного образования, – отсутствие предметного
характера содержания образования на данной ступени, реализацию образовательных
областей через детские виды деятельности. Учебный план обеспечивает целостность
образовательного процесса, представляет собой расписание непосредственно
образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах
в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПин.
Учитывается, что Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Реализация учебного плана
предусматривает решение программных задач посредством организации совместной
деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной
деятельности с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей.
Учебный план составлен с учетом
максимально допустимой нагрузки для общеразвивающих (2групп) .
В соответствии с годовым
учебным графиком в середине учебного года (январь) и в летний период для
воспитанников дошкольных групп организуются каникулы.
Домашние задания воспитанникам Учреждения не задают.
Структура учебного плана
включает обязательную часть, составляющую 60% от общего объема и часть,
формируемую участниками образовательных отношений, 40%, отводимого на освоение
Основной образовательной программы Учреждения.
В соответствии с требованиями
ФГОС дошкольного образования обе части являются взаимодополняющими, сохраняя
комплексность подхода в направлениях развития и образования детей (далее -
образовательные области):
ü Социально-коммуникативное развитие
ü Познавательное развитие
ü Речевое развитие
ü Художественно-эстетическое развитие
ü Физическое
развитие
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание данной области
реализуется в совместной игровой деятельности педагога с детьми, в общении, во
всех образовательных ситуациях.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Содержание данной
области реализуется в процессе совместной познавательно-исследовательской
деятельности на занятиях (непосредственно образовательной деятельности): «Мир
природы», «Социальный мир», «Математика и сенсорное развитие».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Содержание
образовательной области реализуется на занятиях (непосредственно
образовательной деятельности): НОД «Развитие речи», «Обучение грамоте» (старший
дошкольный возраст 5-7 лет).
Художественно-эстетическое
развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Содержание
образовательной области реализуется на занятиях (непосредственно
образовательной деятельности) изобразительной деятельности: НОД «Рисование»,
«Лепка», «Аппликация», «Конструирование», «Чтение художественной литературы»,
(в зависимости от возрастных возможностей и особенностей детей).
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.). Содержание образовательной области
реализуется в двигательной деятельности на занятиях (непосредственно
образовательной деятельности): НОД «Физическая культура».
Содержание
указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами Основной образовательной
программы ДОУ и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития
ребенка).
Обязательная
часть представляет комплексность подхода с учетом содержания примерных
общеобразовательных программ, указанных выше, обеспечивая развитие
воспитанников, во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях и
составляет 60%.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от общего
нормативного времени, отводимого на освоение Программы, учитывает образовательные
потребности, интересы и мотивы воспитанников, родителей (законных
представителей) и педагогов и ориентирована на специфику национальных,
социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
выбор форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива, сложившиеся традиции Учреждения.
Часть
Программы, формируемая участниками образовательных отношений представляет
собой:
- деятельность здоровьесберегающего направления посредством программы «Основы безопасности
детей дошкольного возраста». Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
- деятельность по художественно
– эстетическому направлению развития дошкольников посредствам реализации
Рабочей программы на основе парциальной программы Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Реализация парциальной
программы Лыковой И. А. «Изобразительная
деятельность в детском саду»
раскрывает содержание деятельности, направленной на формирование у детей
дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих
способностей в изобразительной деятельности. Для реализации парциальной
программы Лыковой И. А «Изобразительная деятельность в детском саду» в учебном
плане осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности .
Таким образом, реализуется
образовательное содержание, с учетом образовательных потребностей и интересов
воспитанников, членов их семей, специфики национальных,
социокультурных и климатических
условий, а также возможностей педагогического коллектива.
Реализация
учебного плана обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка), мотивации и
способностей воспитанников с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей. Допускается осуществлять
образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
Продолжительность
непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
детей раннего возраста от 2 до
3 лет – не более 10 мин.
для детей от 3 до 4-х лет - не
более 15 минут
для детей от 4-х до 5-ти лет -
не более 20 минут
для детей от 5 до 6-ти лет - не
более 25 минут
для детей от 6-ти до 7-ми лет -
не более 30 минут.
Максимально допустимый объём
образовательной нагрузки в первой половине дня составляет:
в младшей группе – не превышает
30 минут
в средней группе – не превышает
40 минут
в старшей группе – не превышает
45 минут
В середине времени, отведенного
на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10
минут.
Образовательная деятельность
осуществляется для детей раннего возраста в первую и во вторую половину дня (по
9 - 10 минут), с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во
второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять
не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной
деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для
профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия.
Занятия по физическому
развитию основной образовательной программы с воспитанниками второго и третьего
года жизни осуществляется по
подгруппам 2 раза в неделю. Занятия по физическому развитию основной
образовательной программы проводят в групповом помещении.
Занятия по физическому
развитию основной образовательной программы для воспитанников в возрасте от 3
до 7 лет организуется 3 раза в
неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей
и составляет:
- в младшей группе – 15 мин.;
- в средней группе – 20 мин.;
- в старшей группе – 25 мин.;
- в подготовительной группе –
30 мин.
В теплое время года при
благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную
деятельность по физическому развитию осуществляется на открытом воздухе.
Для достижения
достаточного объема двигательной активности воспитанников используются все
организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением
подвижных игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию проводится
с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинского
работника.
Программа
здоровьесберегающего направления
«Основы безопасности детей дошкольного
возраста»
Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Цель: воспитание у ребенка навыков
адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и
ответственности за свое поведение.
В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее
обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
В содержание программы включено шесть
разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома»,
«Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах
города».
При реализации этой программы каждое
дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых
условий городской и сельской местности.
В силу особой значимости охраны жизни и
здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов
Программа имеет учебно-методический
комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных
альбома для детей.
Рекомендована Министерством образования
РФ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В МБДОУ «Детский сад № 2 с. Алходжакент» функционирует 2
общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами.
Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по основной.
общеобразовательной
программе, разработанной с учетом программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой
на основания программы МБДОУ «Детский
сад №2 с. Алходжакент» с добавлением 40% регионального компонента РД и с
программой «Воспитания».
Методическое
обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий,
рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное
воспитание».
Учебный
план МБДОУ «Детский сад № 2 с.
Алходжакент» соответствует Уставу МБДОУ, общеобразовательной и парциальных программ,
обеспечивая выполнение федеральных государственных требований к содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемых в ДОУ, гарантирует ребенку получение комплекса
образовательных услуг.
Основная
цель плана -
регламентировать непосредственно-образовательную деятельность, определить её
направленность, установить виды и формы организации, их
количество в неделю.
Содержание
воспитательно-образовательного процесса представлено следующими направлениями
развития:
Ø физкультурно-оздоровительное;
Ø художественно-эстетическое;
Ø познавательно –
речевое;
Ø социально –
нравственное.
В соответствии с базовой программой воспитатель
может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать
содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач
обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать
количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.
Начиная со второй младшей группы,
согласно требованиям СанПиН, введен третий час физической культуры.
Инвариантная часть учебного плана
соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного
стандарта.
Парциальные программы являются
дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». под ред. Н. Е.
Вераксы, и составляют не более 20% от
общей учебной нагрузки.
Детский сад работает в режиме пятитидневной
рабочей недели.
В
соответствии с базовой программой занятия в группах проводятся с 1 сентября по
31 мая
Основные виды организованной
образовательной деятельности
(при работе по пятидневной рабочей неделе)
Приоритетные направления Образовательные области |
Виды организованной образовательной
деятельности |
2-ая группа раннего возраста |
Младше-средняя группа |
|||
2-3 лет |
3-5 лет |
|||||
15 мин. |
20 мин. |
|||||
|
||||||
Направление
«Познавательно-Речевое развитие» |
||||||
Образовательные области |
||||||
«Познание» |
формирование
элементарных математических представлений |
1 |
1 |
|
||
конструирование |
|
|
||||
«Коммуникация» |
-
развитие речи |
0,5 |
0,5 |
|||
Чтение художественной литературы |
-
ознакомление с художественной литературой |
0,5 |
0,5 |
|||
Направление
«Социально-личностное развитие» |
||||||
Образовательные области |
||||||
«Социализация» «Труд» « Безопасность» |
-
ознакомление с окружающим миром |
1 |
|
|||
Направление
«Художественно-эстетическое развитие» |
||||||
Образовательные области |
||||||
«Музыка» |
-
музыка |
2 |
2 |
|||
«Художественное творчество» |
-
рисование |
1 |
1 |
|||
-
лепка |
0,5 |
0,5 |
||||
-
аппликация |
0,5 |
0,5 |
||||
Направление
«Физическое развитие» |
||||||
Образовательные
области |
||||||
«Физическая
культура» «Здоровье» |
-
Физическая культура |
3 |
3 |
|
||
ИТОГО |
Количество
занятий |
10 |
10 |
|||
Количество
минут |
150 |
200 |
||||
Максимально допустимый объем учебной нагрузки
на ребенка от 2 до 7 лет
Инвариантная часть
Учебно-образовательная деятельность |
2-ая группа раннего возраста (2-4
года) |
Младше-средняя группа (4-6
лет) |
||
Познание |
2*15=30 |
2*20=40 |
||
Коммуникация,
чтение художественной литературы |
1*15=15 |
1*20=40 |
||
|
||||
Художественное творчество |
лепка |
|
0,5*15=7,5 |
0,5*15=7,5 |
рисование |
|
1*15=15 |
1*20=20 |
|
аппликация |
|
0,5*15=7,5 |
0,5*15=7,5 |
|
|
Музыка |
|
2*15=30 |
2*20=40 |
Итого
|
150мин= 2ч.30мин |
200мин= 3ч.20мин |
На основе плана составлена сетка
организованной образовательной
деятельности.
Цель - отрегулировать нагрузку, определить
чередование различных видов учебно-познавательной деятельности в целях
снятия перегрузки, предупредить утомляемость, разнообразить формы
проведения, чередовать статичные и динамичные виды деятельности, распределить
нагрузку между воспитателями и специалистами.
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим
советом Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 2
МБДОУ
«Детский сад № 2 с.Алходжакент»
с.Алходжакент» « 30 »
августа 2021 г
«30»
августа 2021 г
Протокол
№ 1
_________________ С.Г.Магомедова
Расписание
непосредственной образовательной деятельности
Дни
недели |
2-ая
группа раннего возраста (2-4 года) |
Младше-средняя группа ( от 4 до 7 лет) |
||
Вид деятельности |
время |
Вид
деятельности |
время |
|
Понедельник |
1.
Художественное творчество (лепка) 2. Физическое развитие |
9.10
– 9.25 15.55
-16.05 |
1.
Познавательно-речевое развитие (ознакомление
с художественной литературой) |
9.10
– 9.30 9.40
– 10.00 |
Вторник |
Познавательно-речевое
развитие (ФЭМП) Физическое развитие |
9.10
– 9.25 15.55-16.05 |
1. Познавательно-речевое развитие (ФЭМП) |
9.10
– 9.30 9.40
– 10.00 |
Среда |
1.
Музыка 2.
Познавательно-речевое развитие (развитие
речи) |
9.10
– 9.25 15.55-16.05 |
1.
Музыка 2.
Физическое развитие (на улице) |
9.10
– 9.30 10.00-10.20 |
Четверг |
1.Музыка 2.
Художественно эстетическое развитие (рисование) |
9.10
– 9.25 15.55-16.05 |
1.
Музыка 2.
Художественно-эстетическое развитие (рисование) |
9.10
– 9.30 9.40
– 10.00 |
Пятница |
1.Познавательно-речевое
развитие (ознакомление с художественной
литературой). 2.
Физическое развитие. |
9.10
– 9.25 15.55-16.05 |
1. Социально-личностное развитие (ознакомление с окружающим миром) 2.Физическое
развитие |
9.10
– 9.30 9.40
– 10.00 |